ГКОУ "СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 17"
город Светлоград
  • Памятка для родителей «Правила речевого дыхания»

    Автор: Учитель - логопед А.Р. Головинова
    На что же следует обратить внимание
    Памятка для родителей  «Правила речевого дыхания».

    Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Например, если вне речи мы дышим через нос, то во время речи вдох берётся через рот, если вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, но не резкий, а выдох длительный (в 6 – 8 раз длиннее вдоха).

    На что же следует обратить внимание:

    1.Чтобы ребёнок не начинал говорить, не сделав вдоха.

    2.Чтобы всегда говорил только на выдохе.

    3.Чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот.

    4.Чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох – длительным и плавным.

    5.Чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опадал (нижнее диафрагмальное дыхание).

    6.Чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижно.

    7.Чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе.

    8.Чтобы, сделав вдох, ребёнок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания.

    9.Чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2 – 3 секунды.

    10.Чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения. Предваряют выполнение этих правил специальные занятия по развитию речевого дыхания, по формированию нижнее диафрагмального дыхания. Примерные упражнения: «Надуй игрушку», «Задуй свечу», «Ветерок шелестит листьями», «Прокати карандаш по столу». Необходимо обращать внимание детей на различные силу, высоту и тембр голоса. Примерные упражнения: «Эхо», «Скажи тихо, скажи громко», «Кто как кричит?» (звукоподражания животным, различным шумам).

    В сочетании фонационных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания. Для развития фонационного дыхания подбираются упражнения, подбираются дифференциальные упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы:

    §   упражнение «Качалка»: вдох (живот выпячивается) — выдох (подтягивается);

    §   упражнение «Цветочный магазин» — тренировка глубокого медленного вдоха через нос (контроль нижнереберного диафрагмального дыхания);

    §   упражнение «Свеча» — тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи;

    §   упражнение «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного, сильного выдоха;

    §   упражнение «Погашу свечу» — тренировка интенсивного, прерывистого выдоха с произнесением «фу! фу! фу!»;

    §   упражнение «Насос»— тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звука «ссссс...»

    Одно из основных условий правильной речи — достаточная громкость голоса, его выразительность и полетность.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie