«Рекомендации родителям, имеющим детей с умственной отсталостью»
Любите вашего ребенка и принимайте как еще одного члена семьи, а затем обеспечьте ему:
- Медицинскую помощь, если он в ней нуждается.
- Адекватную программу ранней стимуляции.
- Правильное обучение, чтобы развивать его интеллектуально и социально.
- Досуг, чтобы он мог общаться с окружающими и развлекаться.
- Работу, соответствующую его возможностям.
- Будущее - когда он станет взрослым.
Как развивать умственно отсталого ребенка правильно:
Простые рекомендации, которые позволят родителям грамотно подойти к вопросам воспитания и развития детей с умственной отсталостью:
- Взрослые должны называть все предметы, которые окружают ребенка, а также все выполняемые действия.
- Называйте цвета предметов, которые ребенок видит и использует в повседневной жизни.
- Называйте животных, здания, средства передвижения, которые встречаются во время прогулки.
- Привлекайте ребенка к выполнению трудовых поручений.
- Рассказывайте о том, что употребляется в пищу.
- Учите ребенка рассказывать окружающим о том, что он делает (гуляет, трудится, учится).
- Формируйте у ребенка положительную самооценку.
- Во время общения вызывайте положительные эмоции.
- Максимальное внимание уделяйте телесному контакту с ребенком.
- Расширяйте круг общения.
- Учите ребенка рассматривать предметы, сравнивать их, ориентироваться на местности.
- Учите ребенка определять время года, суток и погодные явления.
- Рассказывайте ребенку о членах его семьи.
- Совместно рассматривайте книги и иллюстрации.
- Развивайте такие умения, как рисование, лепка, вырезание.
- Учите ребенка действовать по словесной инструкции взрослых.
- Не предъявляйте к ребенку повышенные требования.
- Научите ребенка пространственной ориентировке в квартире, во дворе. Например, попросите его показать и по возможности назвать предметы мебели, расположенные впереди, сзади, справа и слева от него, показать верх (потолок), низ (пол).
- Учите ребенка пространственной ориентировке и наблюдательности во время прогулок, обращайте его внимание на то, что он видит вокруг себя.
Поддержка родителей детей-инвалидов.
Когда умственная отсталость у ребенка уже установлена, сразу возникают потребности, которые в первую очередь сводятся к тому, чтобы:
1) Избавиться от собственных негативных эмоций и чувств посредством общения с другими семьями.
2) Узнать о возможностях развития вашего ребенка через службу раннего обучения.
3) Узнать о состоянии здоровья, в котором он находится, посредством медицинского обследования и дальнейшего наблюдения педиатра.
4) В значительной степени вам может помочь справиться с ситуацией общение с группой родителей, дети которых тоже страдают умственной отсталостью, поскольку эти родители помогут вам развеять те негативные переживания, которые они сами уже испытали. Какой бы необходимой и своевременной ни была информация, полученная от специалистов, какими бы важными ни были поддержка и понимание со стороны ваших друзей и соседей — они не окажутся для вас такими благотворными, как контакт с родителями детей с теми же проблемами. Вы почувствуете себя лучше уже при первой встрече с ними, так как убедитесь в том, что многие семьи находятся в такой же ситуации, что не вы одни столь несчастны. Вы поразитесь, убедившись в том, что другие семьи, уже пережившие те же первичные негативные чувства, что и вы, мало-помалу научились преодолевать их и сейчас активно помогают своему ребенку, а самое главное, - любят и принимают его таким, каков он есть. При этом они остаются дружными, сплоченными и веселыми семьями.
Эта взаимная поддержка родителей детей-инвалидов особенно полезна новым родителям.
- Они помогут вам своим пониманием ситуации и окажут моральную поддержку.
- Они предоставят вам практическую информацию о том, что такое умственная отсталость.
- Вы поймете, как вы должны общаться с вашим ребенком.
- Они подскажут вам, какие возможности и какие службы существуют у нас для помощи семьям, где есть дети с умственной отсталостью. Такой обмен опытом поможет вам лучше общаться, как с ребенком, так и с окружающими вас людьми.
Таким образом:
Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.