ГКОУ "СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 17"
город Светлоград
  • ДИЗАРТРИЯ

    Автор: Учитель - логопед А.Р. Головинова
    Памятка для родителей
    ДИЗАРТРИЯ.

    Дизартрия как сложная проблема речевой патологии ин­тенсивно изучается и освещается в теоретическом и практи­ческом аспектах в отечественной и мировой научной литера­туре. Дизартрия — обобщенное название группы речевых рас­стройств, имеет несколько форм, каждая из которых харак­теризуется своей неврологической и речевой симптоматикой. Дизартрия — наиболее часто встречающиеся нарушения фун­кционирования речеобразовательной системы.

    Термином «дизартрия» обозначают расстройство про­износительной стороны речи, при котором страдает звукопроизношение и просодическая организация звукового потока. Независимо от уровня поражения центральной не­рвной системы при дизартрии всякий раз нарушается це­лостность функциональной системы экспрессивного речеобразования. При этом нарушаются высота, тон, громкость голоса, ритмико-интонационный уровень высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в це­лом неправильно реализуется фонетический строй речи. Эту патологию членораздельной речи связывают главным образом с нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, в связи с чем происходит расстройство нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате органического или функционального поражения централь­ной нервной системы.

    Нейромоторные нарушения являются причиной пато­логии функционирования речеобразовательной системы. Существует два важных типа нейромоторных речевых рас­стройств: дизартрия и речевая апраксия, которые вызывают расстройства моторной стороны речеобразовательного меха­низма. При нейромоторных речевых расстройствах лингвис­тические процессы (правильное использование семантики и синтаксиса) не поражаются до тех пор, пока они не начина­ют сосуществовать с нарушениями речевых и познаватель­ных процессов.

    Диагноз дизартрии, определение ее формы и степени расстройств определяются невропатологом. Именно врач устанавливает время, когда может логопед начинать восстанови- тельную коррекционную работу. В обязанности логопеда входит обследование состояния мышц артикуляционного ап­парата, звукопроизношения, фонематического восприятия, сохранность и понимание связной речи.

    Общие клинические признаки дизартрии у детей явля­ются достаточно близкими к тому, что имеется у взрослых, а именно:

    • нарушение мышечного тонуса;
    • нарушение артикуляционной моторики;
    • нарушение голосообразования;
    • нарушение дыхания.
    • Все эти признаки дизартрии у детей, как и взрослых, вы­званы нарушением иннервации мышц периферического ре­чевого аппарата, т.е. при дизартрии нарушается двигатель­ный механизм речи вследствие органического поражения центральной нервной системы. В структуру речевого дефекта входит нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи.
    • Нарушение артикуляционной моторики проявляется в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограни­чения объема движений, координаторных расстройств, нали­чии разного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов языка и губ, нарушения дыхания, расстройства голосообразования. Нередко нарушен темп речи, который может быть как уско­ренным, так и замедленным, часто отмечается неустойчи­вость темпа речи. Фраза формулируется нечетко, беспорядоч­но расставляются смысловые ударения, нарушается расста­новка пауз, характерны пропуски звуков, слов. Голос обычно тихий, а иногда неравномерный (то тихий, то громкий), мо­нотонный, иногда назализованный.
    • В целом речь при дизартрии нечеткая, смазанная, моно­тонная.

    Успешность психолого-педагогической работы с детьми, имеющими дизартрию, существенно зависит от учета разра­ботанных теорией и практикой логопедии общих принципов реабилитации. Общие принципы реабилитации:

    1. Этиопатогенетический принцип связан с учетом пре­
      имущественного поражения тех или иных структур
      мозга. Ему предшествует диагностика состояния речевых и психофизиологических функций, позволяющая определить преимущественное поражение структур мозга и связанный с этим характер нарушений мышечного тонуса, моторных, сенсорных и речевых функций.
    2. Принцип раннего воздействия. Раннее воздействие на
      ребенка с риском дизартрии способствует более полному
      развитию компенсаторных возможностей мозга, а значит­, усиливает эффективность коррекционной работы.
    3. Системность воздействия, направляющегося:
    • на моторное развитие;
    • на психическое развитие;
    • сенсорное развитие;
    • речевое развитие;
    • на личность ребенка.
    1. Комплексность воздействия, которое состоит в согласованной работе специалистов: невропатолог — логопед­ — психолог.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie