ГКОУ "СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 17"
город Светлоград
  • Рекомендации дефектолога для родителей

    Автор: Учитель –дефектолог Вэляну Г.С.
    Формирование и развитие элементов логического мышления у школьников с ограниченными возможностями (ОВЗ) через дидактические игры с дефектологом.
    Рекомендации дефектолога для родителей.

    Формирование и развитие элементов логического мышления у школьников с ограниченными возможностями (ОВЗ) через дидактические игры с дефектологом.

    В основе коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. У детей взаимодействуют 3 основные формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

    Использование разработанной системы занятий по развитию мыслительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет сформировать у них взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом. Систематическая коррекционная работа вызывает у детей интерес к окружающему, ведет к самостоятельности их мышления, дети перестают ждать решения всех вопросов от взрослого.

    Обучение, направленное на развитие мышления, оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, способствует запоминанию слов, формированию основных функций речи (фиксирующей, познавательной, планирующей).

    Большим плюсом в развитии ребенка является его обучение логическому мышлению. Именно благодаря логике можно обосновывать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения. Логика помогает здраво оценивать мир и окружающих. Развивая и совершенствуя умение логически рассуждать и действовать, ребенок сможет превратиться в здравомыслящего человека.

    Развитие логики оказывает благоприятное влияние на речевую активность ребенка, повышает культуру его мышления, поэтому вопрос как развивать логику ребенка актуален.

    У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечаются проблемы не только в речевом развитии, но и в развитии психических процессов, в частности в развитии мышления. У них несформированы основные компоненты наглядно- образного мышления и взаимосвязь между ними, затруднены актуализация  образов- представлений об окружающей действительности и словесные обобщения имеющихся образов, недостаточно сформированы мыслительные операции, не сформированы представления о целостных предметах и их свойствах, качествах, признаках, не сформированы представления о причинно- следственных связях.

    В процессе целенаправленной коррекционно-педагогической работы ребенок учится устанавливать временные, причинно-следственные связи и зависимости, обучается рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на различных основаниях, видеть в предметах разные их свойства, видеть относительность границ между отдельными группами явлений и объектов.

    В ходе занятий используются различные методические приемы, способствующие развитию логического мышления: сравнения, обобщения, противопоставления, аналогии, установление связей между явлениями и объектами природы, классификация и систематизация известных фактов, формулирование выводов в виде суждения и умозаключения.

    Это важная и интересная тема. Вот несколько шагов и примеров игр, которые могут быть полезны:

    1. Адаптация игр к специфике ОВЗ: дефектолог должен адаптировать игры так, чтобы они были доступны и понятны для учеников с различными ОВЗ. Например, для детей с нарушениями слуха можно использовать визуальные подсказки или жесты.

    2. Развитие логического мышления через игры: игры должны стимулировать развитие логического мышления, например, задания на логические рассуждения, задачи на логику или игры на развитие пространственного мышления.

    3. Коллективные игры: игры, в которых участвует вся группа, могут способствовать развитию коммуникативных навыков и социальной адаптации.

    4. Игры с использованием различных материалов: разнообразие материалов может сделать занятия интереснее и помочь визуализировать абстрактные понятия. Например, можно использовать конструкторы, карточки с изображениями или тактильные материалы.

    Помните, что каждый ученик уникален, и дефектолог должен учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка при выборе игр и методик.
    Примеры игр:

    Игра «Подбери ключик»

    Цель: развитие познавательной активности, активизация мыслительного процесса.

    Ход игры: предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

    Упражнение «Словесный клад»

    Цель: Развитие мышления

    Инструкция: «Перед вами столбик слов (понятий), а рядом с каждым из них, в скобках, пять слов. Из этих пяти слов вы должны выбрать два (только два) слова, обозначающие существенные признаки понятия, написанного перед скобкой».

    Упражнение «Скажи наоборот»

    Цель:  развитие  мышления, воображения.

    Ход проведения: Б

    большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

    Упражнение (на развитие ассоциативного мышления)

    Цель: побудить детей к ассоциативному мышлению.

    Ход проведения: предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: Верблюд - горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.

    В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами. Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления.

    Примерный набор слов:

    ноготь, стакан, солнечный, осленок и т.п.

    Упражнение "Нелогичные ассоциации"

    Цель: Развитие мышления.

    Ход проведения: дайте детям несколько слов, логически не связанных между собой.    Стол, грядка, машина, чай.

    Предложите им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации. Постарайтесь дать простор их воображению, не ограничивайте их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

    Используйте это упражнение как можно чаще, чтобы выработать у детей устойчивый навык.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie