Работа учителя-логопеда общеобразовательной школы достаточно актуальна многогранна. Из года в год в школы попадает большое количество детей, имеющих отклонения в развитии устной и письменной речи, что в свою очередь, препятствует успешному овладению этой категорией учащихся основными предметами школьной программы.
Систему работы учителя-логопеда при общеобразовательной школе можно представить следующим образом.
Система работы школьного логопеда включает в себя следующие основные направления:
- диагностика- обследование состояния устной и письменной речи;
- коррекционно-развивающий процесс, представленный логопедическими занятиями;
- консультативно-профилактическая работа;
- работа по повышению квалификации и самообразование и др.
Каждое из этих направлений по-своему важно и решает определенные задачи.
Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое дает представление о состоянии речевого развития ребенка и позволяет учителю-логопеду определить вид речевой патологии, её форму и степень тяжести речевого дефекта. Основными задачами диагностики являются:
- выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
- определение структуры речевого дефекта;
- формулировка речевого диагноза;
- составление программы коррекционной работы.
Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной квалифицированной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.