Источник: Тренинг развития жизненных целей, Семейный блок. Под ред. Е.Г.Трошихиной
Упражнения на осознание и принятие своего семейного опыта.
Цель: Осознание и принятие своего жизненного опыта необходимы для последующего построения своей собственной жизни. Осознание ребенком своей сегодняшней ситуации невозможно без отражения чувств по отношению к покинувшим его родителям. Отсюда вытекают проблемы утраты, потери, обиды, злости, поиска утраченной любви, чрезмерно подчеркнутой заботы о родителях, вины. Важно выразить все свои переживания, разобраться и принять свои крайне противоречивые, амбивалентные чувства по отношению к родителям, Работа с ними может идти в сторону изменения оценки, примирения, прощения, понимания, что изменить прошлое не в наших силах и нет смысла занимать обвиняющую позицию по отношению к родителям. Когда ситуация принята и человек перестает обвинять своих родителей, ненавидеть свое прошлое, то он принимает на себя ответственность за свою жизнь, появляются силы и возможность двигаться по жизни дальше,
Перед тем как проводить упражнения, ведущий беседует с участниками группы о прошлом. Дети представляют себя маленькими, вспоминают дом, где они жили, окружающих людей: детей и взрослых, Вы просите детей поделиться самыми ранними приятными воспоминаниями. Возможно, вы узнаете, кто из них жил в семье, а кто в детском доме. Кто-то ничего не знает о своих родителях, а к кому-то родители приходили. Кто-то, может быть, только слышал о них, например, знает, что отец в тюрьме, Возможно, кто-нибудь знает, что его родители умерли. Может быть, кто-то расскажет о других родственниках: бабушке, дедушке, братьях, сестрах, дяде, тете, а кто-нибудь поделится воспоминаниями о своей воспитательнице или детях из группы.
(упражнения см.ниже)