Возможность успешной социализации, развития и обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии определяется различными условиями и факторами: возрастом, индивидуальными психофизическими особенностями, запасом общих представлений об окружающей действительности, развитием речи. Поэтому обучение детей в классе «Особый ребёнок» должно проводиться комплексно со специалистами группы сопровождения (социальным педагогом, медиками, логопедом). Учитывая проблемы в интеллектуальном развитии детей, не стоит при выборе планирования обучения жёстко привязывать программу обучения к определённым срокам. Это могут быть дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением эмоционально-волевой сферы, с нарушением или отсутствием речи. С этой целью планировалось содержание занятий с учётом возможностей детей, обеспечивалась возможность чередования различных видов деятельности. Выбор форм организации деятельности зависит не только от физического состояния и психологических особенностей детей с ограниченными возможностями, но и с учётом метеоусловий. Так как практически все дети с нарушением в интеллектуальном развитии неадекватно реагируют на погодные условия. Учитывая метереологическую обстановку и психоэмоциональный настрой ребёнка на обучение, целесообразно уменьшать время занятий. Опыт работы показывает, что длительность обучающего момента с детьми в классе «Особый ребёнок», может длиться около 15 -20 минут. Очень важно, чтобы во время занятий ребёнок не пассивно созерцал происходящее, а принимал участие во всех видах деятельности. После занятия, в зависимости от психоэмоционального состояния учащихся, им необходим отдых в течение 10-15 минут. Для этого рекомендуется в классе организовывать зону отдыха (диваны, бассейны, объёмные игровые модули).
Общеизвестно, что существуют три основные формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая и фронтальная деятельность. Результаты наблюдений показывают, что дети, обучающиеся с первого класса, хотя имеющие разные уровни интеллектуального развития, в ходе фронтальной и групповой работы с применением индивидуального подхода к каждому ребенку, через определённое время показывают достойный уровень социальной адаптации, что является главной задачей при обучении детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Это говорит о том, что совместное обучение детей с выраженными нарушениями в развитии разного возраста и различным уровнем интеллектуального развития, возможно, организовать так, что оно будет способствовать развитию и благотворно влиять на становление личности каждого ребенка, обучающегося в классе «Особый ребёнок». Замечено, что на первых этапах обучения они значительно продуктивнее работают индивидуально (избранно) или в паре.
Учитывая специфику обучения детей с нарушением интеллектуального развития, обучение учеников формируется поэтапно и комплексно:
- формирование контакта учителя с детьми (эмоциональный настрой на общение, фиксация взгляда на предмете, учителе);
- формирование эмоционально – положительного отношения к окружающим (использование на занятиях пример поведения детей; демонстрация пособий по темам);
- закрепление навыка координации движений (мелкая, общая моторика). Особое внимание выделено на развитие мелкой моторики (раскладывание и складывание разборных игрушек, конструктивная деятельность: с кубиками, палочками, конструктором, расстёгивание - застёгивание пуговиц, молний; обведение контуров, их штриховка и раскрашивание; работа с пластилином: разминание, скатывание и т.д.);
- формирование и закрепление навыка о представлении, об окружающей действительности, обогащение словарного запаса, уточнение значения слов (использование различных дидактических игр и пособий, экскурсии-практикумы, тактильные ощущения предметов, вкусовые качества фруктов и овощей);
- формирование и закрепление навыка продуктивной деятельности (игровая деятельность во время перемены, физ.минутки, занятия – рисование);
Так как практически у всех детей наблюдается органическое поражение головного мозга, вследствие чего отмечается недоразвитие артикуляционной моторики, на занятиях проводится артикуляционная гимнастика на основе орального образа звука или имитации упражнения. Проводятся упражнения на развитие и восприятие ритма (воспроизведение ритмического рисунка).
- формирование и развитие навыка слухового и зрительного внимания и памяти;
- дифференциация звуков (гласные-согласные, гласные 1-го ряда – гласные 2-го ряда, согласные звонкие – глухие, согласные твёрдые-мягкие);
- формирование развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слогов, слов (выделение определённого звука из ряда слогов, слов; соотнесение фонемы с графемой);
- формирование и закрепление навыка лексико-грамматической стороны речи;
- развитие навыка связной речи (с помощью сюжетных картинок, с опорой на символы, игры- драматизации).
Учитывая психические особенности детей с проблемами в интеллектуальном развитии (сниженная концентрация внимания, замедленность усвоения информации и её фрагментарность), целесообразно практически и творчески закреплять накопленные навыки. При этом большое значение имеет своевременное переключение ребенка с одного вида деятельности на другой. Содержание деятельности, ее продолжительность регламентируется уровнем работоспособности ребенка. Возможности включения детей во фронтальную работу расширяются по мере преодоления ребенком появления готовности к взаимодействию с окружающими. С целью совершенствования организации обучения в классе «Особый ребёнок» наряду с традиционными уроками – занятиями проводятся игровые занятия, уроки, которые строятся на широком использовании различных игр и пособий, а также экскурсии-практикумы. Поэтому, организованное обучение обеспечивает усвоение социально – бытовых навыков, развитие речи и программного материала.
Таким образом, обучение детей с различной структурой дефекта, представленной значительным разнообразием его качественных характеристик и индивидуальными возможностями компенсации, требует гибкого, часто нетрадиционного подхода к выбору организационных форм обучения, которые наиболее полно отвечали бы индивидуальным возможностям и потребностям “проблемного” ребенка. Непременным условием успеха такой работы является готовность самих педагогов выйти за рамки жесткой дифференциации и их стремление к творческому поиску в процессе обучения детей с ограниченными возможностями.