
Цель занятия: ознакомить детей с основными элементами сценической речи, совершенствовать навыки выполнения речевого тренинга.
Задачи занятия:
- обучить первоначальным теоретическим знаниям и практическим навыкам сценической речи;
- воспитать общую коммуникативную культуру ребенка, тактичность, доброжелательность, открытость;
- совершенствовать творческую индивидуальность;
- воспитать чувство причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважения к творчеству каждого занимающегося в группе.
-развить слуховое внимание;
- сформировать навык слышать и контролировать свою речь, воспринимать свою речь.
Ход занятия:
Организационный момент.
Педагог приветствует детей, отмечает отсутствующих в журнале учета работы. Раздает маленькие зеркальца, салфетки.
Теоретическая часть. Дается педагогом перед каждым видом упражнений.
Практическая часть.
План-конспект занятия
Введение в тему:
Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра, и входит в основной курс обучения актёрскому мастерству. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству учащихся, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. В первую очередь в предмет «Сценическая речь» входит постановка голоса, дикции, освоение норм орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной речи. Обучение сценической речи также неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха и т. п. Главной целью занятий сценической речью является овладение обучающимися мастерством слова в процессе исполнения роли. Работа над речью будущего актёра требует индивидуального подхода и часто ведётся отдельно с каждым ребенком. Отработка верных речевых навыков проходит на базе литературно-художественного материала.
Занятия по «Сценической речи» направлены на выполнение важной задачи в системе обучения школьников – научить действовать словом в предлагаемых обстоятельствах.
В основе методики работы над техникой звучащего слова лежит метод комплексной тренировки, который состоит из нескольких этапов (голосо - речевой тренинг).
Итак, начинаем мы всегда с разминки на освобождение мышц и суставов.
Разминка на освобождение мышц и разогрев суставов:
Упражнения для шеи и головы:
- медленное вращение головой - круги;
- метроном;
- массаж шеи и головы
Упражнения для плеч и рук:
-разогрев ладоней;
-массаж ушных раковин;
-круговые движения плечами;
-массаж лица.
Разогрев суставов:
- круговые движения щиколотками, коленями, бедрами.
РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ.
Массирование (1 – 1,5 минуты) Разогревающий массаж начинаем с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.
Постукивание (1 – 1,5 минуты). Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з – з – з».
ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ
Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их, предупреждая тем самым мышечные зажимы, способствуя вольному свободному течению звука.
Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.
Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый, позитивный, мягкий контакт. Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, не забываем, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.
«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица).
Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.
«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
«Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА
Упражнения выполняются 5-6 раз
Уколы
Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.
Змея
Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.
«Самый длинный язычок». Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка.
Чаша
Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.
Коктейль
Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.
Львёнок и варенье
Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным длинным языком. Мы «облизываемся», начиная с подушечек пальцев рук и заканчивая пальцами стоп.
«Жало змеи». Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.
«Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.
«Колокольчик». Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
«Язык на ребро». Поставить язык на ребро между челюстями, раскрыв рот. Затем перевернуть язык на другое ребро. Добиваться быстроты выполнения упражнения.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ
Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди
«Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
«Зевающая пантера»: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
«Горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).
УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ
«Треугольник». С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.
«Я» (из упражнений Е. Ласкавой). Участнику становятся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо «я» будут произноситься буквы из треугольника.
«Соединение гласной и согласной». В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.
«Парные» согласные».. Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п, в – ф, ж – ш, з – с.
«Сложные звукосочетания. Дети стоят боком к преподавателю. Одна рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе с ходом руки произносится одно из следующих звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло».
«Эхо».Обучающиеся разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.
«Звуки».
БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП
ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ
МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ
ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ
ПТКАПТ-ПТКОПТ-ПТКУПТ-ПТКЭПТ-ПТКЫПТ-ПТКИПТ
ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ
БДГАБДТ-БДГОБДТ-БДГУБДТ-БДГЭБДТ-БДГЫБДТ-БДГИБДТ
«Работа со скороговорками».Разные интонации грустно, устало, сердито, радостно и т. д. Скороговорки. Ехал Грека.., во дворе трава.., шла Саша по шоссе.., Клара у Карла..
«Чистоговорки».В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной. (Если слышны ошибки, то произносит каждый отдельно)
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку
- Купи кипу пик
- Стоит поп на копне, колпак на попе
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок
У быка бела губа была тупа
- Сшит колпак не по-колпаковски, отлит колоко не по-колоколовски
Надо колпак переколпаковать, колокол перевыколоколовать
- Из- под пригорка, из- под подвыподверта,
Зайчик приподвыподвернулся
Вот некоторые упражнения с чистоговорками, которые мы с вами сейчас выполним.
«Сплетня». С помощью разных чистоговорок участники передают друг другу новость. Основной акцент сделан на чёткость произношения.
«Переброс». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.
«Чистоговорка в образе». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»
как учительница русского языка, читающая диктант.
как преподаватель по речи
как обиженный ребенок
как скандальная бабка
как робот
как рассерженный человек.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Дыхательная гимнастика».
1. Выдох на звук пф-пф.
2. Короткий вдох, на выдох считать громко: 1, 2, 3, потом до 5, 7, 9 и т. д.
3. Вдох, на выдохе сказать а-а-а-ах, на весь выдох.
4. Понюхать цветок, сказать о-о-о-ох, легко выдыхая воздух.
5. Вдох через нос, выдох через рот – 10 раз.
6. «Задувание свечи». Спокойный вдох, задержать дыхание на счет 1, 2, затем медленный равномерный выдох, как будто задуваем свечу.
7. «Поймай комара», руки разводят в стороны, вдох, затем медленно сводят (не спугнуть комара), звук з-з-з-з – хлопок.
8. Спокойное дыхание «На берегу моря».
9. Упражнение «Семья Криворотых». В далеком дремучем лесу жила семья леших. И все они были криворотые. Старший дышал так, что воздух выходил справа, средний дышал так, что воздух выходил слева, еще один леший дышал, выдыхая воздух наверх, другой выдыхал воздух вниз, и только самый младший дышал так, что воздух выходил через вытянутые трубочкой губы. Однажды к ним в лапы попала свеча. Долго они любовались пламенем свечи. А вечером решили ее затушить. И стали на нее дуть, как умели. Задул ее, конечно, самый младший леший.
УПРАЖНЕНИЯ НА ДИКЦИЮ
1. Проговаривание сложных сочетаний.
Джунь – дзунь
Джань – дзань
Джонь – дзонь
Четырджо, четырджу, четырджа, четырдже, четырджи.
Джунгли, дзунгли, джонгли, дзонгли, джангли. Дзангли, дженгли, дзенгли.
Чурлу – цурлу, чорло – цорло, чарла – царла, чирла – цирла.
ЛОГИКА РЕЧИ, ИНТОНАЦИЯ
Логика речи, интонация (средства логической выразительности, логические паузы, логические ударения, логическая мелодия). Монотонная речь не способна привлечь внимание аудитории.
Логическое ударение – выделение наиболее важного слова.
«Что болит?» – спросил доктор.
«Что, болит?» - спросил Вовка с сочувствием.
«МИМОЗЫ мила маме купила? МИМОЗЫ мила маме купила. Мимозы МИЛА маме купила? Мимозы МИЛА маме купила. Мимозы Мила МАМЕ купила? Мимозы Мила МАМЕ купила. Мимозы Мила маме КУПИЛА? Мимозы мила маме КУПИЛА? Мимозы мила маме КУПИЛА.
«Интонация» – сочетание логических пауз, ударений и мелодии (она придает тексту характерную окраску – лирическую, агрессивную, веселую, таинственную).
«Конкурс фраз»
Ну, заяц, погоди! (как солдат в строю)
Красный свет – дороги нет. (испуганно)
От перемены мест слагаемых сумма не меняется. (как директор школы)
Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год! (спросонья, позевывая)
«Жи-ши» пиши через «и». (как солдат в строю)
Сколько в слове гласных букв, столько и слогов (спросонья. Зевая)
Первый раз в первый класс (как маленький ребенок)
Новогодние игрушки, свечи и хлопушки (удивленно)
В лесу родилась елочка. В лесу она росла. (таинственно. Как секрет)
Говорят, под Новый год все всегда сбывается (испуганно)
Ребята, давайте жить дружно! (с угрозой)
Весело, весело встретим Новый год (грустно, жалобно)
Спокойствие, только спокойствие. (испугать, устрашить)
Мама мыла раму (печально)
Шестью восемь – сорок восемь (таинственно, как секрет)
Это я, почтальон Печкин (таинственно. Как секрет)
Камчатка – это полуостров (хвастливо)
У воспитанной собаки нету повода для драки (радостно).
КРАСИВАЯ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Красивая, правильная речь зависит не только от того, как правильно вы произносите звуки, расставляете паузы, ударения, но и от того, как складно вы говорите. Поэтому актеру просто необходимо научиться сочинять текст речи, рассказ, доводя это умение до профессионализма. И в итоге, научиться красиво говорить экспромтом, без подготовки. Такое умение достигается тяжелым трудом. А помогает в этом ряд упражнений, самое интересное из которых мы сегодня рассмотрим.
«Рассказ по кругу» (дается первая фраза, отталкиваясь от нее, нужно сочинить рассказ; каждый вносит в будущий рассказ одно предложение за один круг).
Как-то однажды я спешила на вокзал. Время поджимало, и я почти бегом неслась по перрону с двумя сумками в руках. Впереди совершенно неожиданно возникло препятствие в виде колонны. Со всего размаху я в него вписалась….
Педагог - Молодцы! А теперь перейдем к самой любимой части занятия. Подключаем фантазию, воображение и т.д., ведь занятия сценической речью должны быть не только «сухой тренировкой», а синтезом упражнений для широкого спектра развития творческой личности.
Развитие слухового внимания и памяти, внимания и воображения.
Упражнение на внимание «Построение»
-по первой букве своего имени,
-по росту,
-по цвету волос.
Упражнения на импровизацию «Смешные походки»
-одна походка,
-две разнохарактерные походки «через точку»,
-походки со звуками
Анализ работы. Обсуждение вместе с детьми интересных моментов, открытий, творческих впечатлений от упражнений .
Подведение итогов занятия.
Педагог – Прекрасно! Я надеюсь, все сегодня получили радость от нашего творческого трудового процесса, творческой атмосферы, атмосфера взаимопонимания, взаимопомощи, взаимной ответственности за результаты коллективного труда.
На этом наша речевой тренинг закончен. Те, у кого не все получалось во время тренинга, дома постараются повторить упражнения. (Называет имена ребят, кому и какие упражнения следует повторить дома). После небольшого перерыва переходим к актерскому тренингу. Перерыв – 10 минут.