Рабочая программа «Эхо воспоминаний» социально-педагогической направленности разработана для того, чтобы школьники почувствовали себя частью народа огромной страны, что они – граждане России, россияне. Стержнем деятельности объединения является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства. На занятиях объединения школьники приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей малой Родины, стремишься быть похожим на них.
Педагогическая целесообразность программы кружка “Эхо воспоминаний” заключается в формировании патриотических чувств, развитии чувства гордости за свою страну; воспитании личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы
I блок – «Юные Россияне» ( 16 ч.)
1. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Россия – наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов. Понятия: «герб», «флаг», «гимн», «символ», значение цветов и образов.
2. Родной Ставропольский край – частица России. Символика области. Светлоград, Ставрополь - как города герои. Достопримечательности области. Люди и их занятия. Понятия: «гражданин», «права и обязанности граждан», «патриот своего края».
3. Родной Петровский район – частица России. Символика района. Достопримечательности города. Люди и их занятия.
II блок – «Живые страницы прошлого » (36 ч.)
4. Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.
Понятия: «предки», «друг», «заповедь».
5. Славна богатырями земля русская. Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри».
Понятия: «былины и сказания», «богатырь», «защитник», «честь», «долг», «бескорыстие».
6. Сказочного богатыря узнаешь на поле брани. Устное народное творчество. Русские богатырские сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.
Понятия: «богатырь», «герой», «патриот».
Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской. Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом.
Понятия: «полководец», «сила воли», «почитание».
7. Русские полководцы. А. В. Суворов. Образ полководца А. В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. Тверское суворовское училище.
Понятия: «здоровье», «сила духа», «училище».
8. «Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру» (А.В. Суворов) Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).
Понятия: «оплот Родины», «солдат», «дисциплина».
9. «Потешные бои» юного царя Петра I. Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.
Понятия: «держава», «армия», «флот».
III блок – «Россия – Родина моя» (44ч);
10. Путешествие по городам - героям. Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни.
Понятия: «город–герой», «защитник».
11. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга. Города-герои.
12. Шумячи в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.
Понятия: «война», «подвиг», «награда».
13. Женщины-авиаторы в Великой Отечественной войне. Понятия: «авиатор», «полк».
14. День защитника Отечества. Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия - Родину защищать.
Понятия: «государственный праздник», «военный», «Отечество».
15. Военная летопись моей семьи. Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.
Понятия: «летопись», «династия».
16. Дети войны. Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети – герои. Современные войны и судьбы детей.
Понятия: «дети войны», «пионеры», «судьба».
IV блок – «Юные Россияне» ( 40 ч.).
17. День космонавтики. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей. Понятия: «космос», «космонавт»
18. День Победы. История праздника. Ветераны войны. Участие в шествии «Бессмертного полка». Понятия: «победа», «ветеран», «поколение».
19. Песни военных лет. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты – современники о войне.
Понятие: «современник», «творчество».
21-22. Беседа о ветеранах, детях Великой Отечественной войны. Защита проектов. Понятия: «ветеран», «подвиг».
23. Военно-спортивная игра «Богатырские потешки». Проведение военно-спортивной игры «Богатырские потешки».
Понятие: «потешки».
24. Конкурс рисунков «Мы за Мир!» Дети за мир на планете. Понятия: «мир», «планета».
25. Что мы узнали и чему научились за год. Подведение итогов работы. Рефлексия. Отзывы и пожелания.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
- сформировать личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
- сформировать у обучающихся активную гражданскую позицию и чувство патриотизма как качества конкурентоспособной личности.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
ПРОГНОЗИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
По окончании курса дети должны знать:
- о значимых страницах истории страны,
- о главных символах государства,
- о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,
- о традициях и культурном достоянии своего края,
- о моральных нормах и правилах поведения,
- об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
- традиции и историю своей семьи,
- традиции и историю своей школы.
По окончании курса дети должны уметь:
- различать символы государства — флаг, герб России и флаг, герб субъекта -Российской Федерации,
- определять на карте границы и крупные города России,
- рассказывать о родной стране, малой Родине,
- ориентироваться в историческом времени,
- бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения,
- уважительно относиться к защитникам Родины,
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания,
- уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
нет
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
нет