Средства обучения и воспитания - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал;
- электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии);
- аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
- тренажеры и спортивное оборудование.
Общая дидактическая роль средств обучения.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в пеpеводе с английского означает «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно – аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники., для синтеза трех стихий (звука, текста и графики, живого видео).
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Развитие средств обучения в современной школе определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения.
В школе большинство учебных кабинетов оборудованы мультимедийными проекторами, компьютерами, интерактивными досками, во всех кабинетах имеются учебные стенды, наглядные пособия и т.д.
Все учителя используют компьютерную технику при подготовке к урокам и на уроках:
- подготовка печатных раздаточных материалов к урокам: (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы, тесты);
- мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
- ознакомление обучающихся с основами компьютерной грамотности;
- контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
- использование на уроках и при подготовке к ним Интернет-ресурсов;
-участие школьников в Интернет-конкурсах, олимпиадах для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- использование при подготовке домашних заданий, на уроках при выполнении различных заданий по предметам.
100% педагогов школы владеют информацией о современных коррекционных педагогических технологиях, активизирующих процесс обучения. В школе сформирован фонд школьной медиатеки. Компакт – диски хранятся в школьной библиотеке и выдаются учителям для использования на уроке, дома.
Использование электронных образовательных ресурсов:
- на педагогических советах;
- на семинарах;
- на заседаниях МО, МС;
- на классных часах для обучающихся;
- возможность использовать тренажёры при подготовке к итоговой аттестации;
- для подготовки презентаций для к уроку, внеклассным занятиям;
- на родительских собраниях.