Тема: «Путь зерна».
Цель занятия: формирование у обучающихся знаний о процессе выращивания зерновых изделий, знакомство школьников с деятельностью агропромышленного комплекса (АПК) России, воспитание уважительного отношения к хлебу, к труду людей, занятых в сельском хозяйстве.
Формирующиеся ценности: созидательный труд.
Основные смыслы: хлеб как российская духовная и культурная ценность, проявление уважения к народным традициям, связанным с хлебом.
Путь зерна от посева до выпекания хлеба – это сложный процесс, включающий труд многих людей.
Сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания. В аграрном комплексе активно развиваются современные профессии и технологии.
Планируемые результаты.
Личностные:
• уважать и сохранять народные традиции, связанные с отношением к хлебу;
• проявлять уважение к людям тех профессий, которые участвуют в производстве сельскохозяйственной продукции;
• проявлять интерес к расширению своих знаний о деятельности современного агропромышленного комплекса (АПК) России.
Метапредметные:
• проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;
• работать с информацией: сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;
• высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма занятия: познавательная беседа.
Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- комплект интерактивных заданий;
- презентация.
В 8.20. - каждое утро понедельника в ОУ начинается с поднятия флага под гимн РФ. Затем проводится общешкольная беседа, согласно установленному циклу мероприятий. Затем все обучающиеся проходят по своим классам и продолжают работу по теме, согласно плана.
Содержание занятия:
Часть 1. Мотивационная.
Цель первой части занятия – создать мотивацию для активного участия обучающихся в обсуждении темы. Тема занятия относится к формированию важнейших культурных смыслов России, направлена на осознание подрастающим поколением духовно-нравственных ценностей, воспитания уважения к истории и традициям нашей страны.
Данное занятие включает беседы и задания, результатом выполнения которых будет понимание детьми одной из важнейших российских нравственных ценностей – значение хлеба в жизни человека, бережное отношение к нему как достоянию родной страны.
Принятие мотива предстоящей деятельности строится на основе рассматривания иллюстраций, отражающих тему занятия, и выполнении интерактивного задания «Собери пословицы». Это наполнит смыслом идею отношения российского человека к хлебу как главному богатству земли. При выполнении задания после каждой получившейся пословицы происходит обсуждение её смысла.
Часть 2. Основная.
В основной части обучающиеся подводятся к раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью обучающимся предлагаются анализ иллюстративного материала, выполнение интерактивного задания, просмотр видео и познавательные беседы, раскрывающие значимость развития сельского хозяйства.
Эмоциональное подкрепление полученных знаний происходит во время заслушивания отрывков из стихотворений С. Погореловского и Я. Акима. Учитель читает отрывки из произведений вслух. И в продолжение разговора учитель ещё раз обращает внимание обучающихся на строки стихотворения. Это помогает подвести к смыслу интерактивного задания «Путь зерна от поля до стола». Выполнение этого задания помогает обучающимся в процессе совместного обсуждения осознать, какой длительный путь совершает зёрнышко, и что в каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей разных профессий. Это фермеры, хлеборобы, агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, пекари, водители и многие другие. Свой вклад вносят и учёные-селекционеры, которые выводят лучшие сорта пшеницы и ржи.
Часть 3. Заключительная.
В заключительной части учитель организует беседу о сельском хозяйстве нашей страны, которое активно развивается: выращиваются не только зерновые культуры, но и различные овощи, фрукты, ягоды, производится мясо, молоко, яйца, мёд и много другой продукции, которую мы видим на полках магазинов.
Просмотр видео на материале рассказа М. Глинской «Хлеб» позволяет подвести обучающихся к раскрытию темы уважительного, бережного отношения к хлебу. Оценка содержания произведения помогает ребятам сделать вывод о важности и ценности человеческого труда для появления хлеба на столе в каждом доме: «Говорим мы: берегите, берегите хлеб родной (Н. Тихонов)».
Поставленные цели и задачи занятия были реализованы.
По итогам каждого занятия формулируются вопросы и задания для обсуждения дома с родителями.